Статьи

Дети с аутизмом и математика

Автор: Юлия Даценко07.16.2020

Поступил ко мне очень интересный вопрос от одной мамы: «Юля, подскажите, пожалуйста, какие есть особенности обучения математике ребенка с аутизмом?»
🤓Обещала написать пост — выполняю.
 
☝️Итак, начнем разбираться.
Методически корректно будет, если я расскажу о развитии логико-математических навыков, а не просто «математики».
 
Основная проблема для детей с аутизмом в этом блоке — отсутствие символизации (воображения). Именно на символизации и абстрактности основывается категория количества.
 
🛑Среди наиболее типичных трудностей назову также:
— неосознанный механический счет в прямом порядке;
— несформированность обобщенных представлений о количестве;
— непонимание пространственных отношений;
— затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции;
— стереотипное (без понимания) запоминание математических терминов;
— трудности понимания смысла даже простых задач в связи с нарушениями речевого развития.
Это все отчасти объясняет, почему обучение основам математических знаний встречает так много трудностей.
 
👇Как я уже сказала, обычно дети с аутизмом:
— легко запоминают прямой счет (обратный счет усваивается значительно хуже);
— без проблем запоминают различные вычислительные таблицы (сложения, вычитания);
— быстро и «правильно» выполняют действия в том порядке, в котором они приведены в таблице.
 
Если предлагать примеры в произвольном порядке (особенно на вычитание), часто дети путаются или решают примеры очень долго. Такая форма работы не развивает математических представлений, она скорее находится в русле стереотипий ребёнка и симультанности восприятия, чем логического мышления.
 
✅Первый навык, на котором остановимся — сортировка по категориям (размер. цвет, класс, тематика и т.д.). Не вводите 2 категории одновременно: например, разделить черное от красного. Лучше построить сортировку: красное и другое (не красное), не уточняя другие цвета. Когда этот алгоритм отработан, тогда сортируем все красное от всего черного.
✅Далее важно отработать, что один и тот же предмет может сортироваться по разным характеристикам: я могу выбрать все красные машины, а могу отсортировать грузовики от легковых и здесь цвет не будет уже иметь значение.
✅Следующий навык — построение последовательностей (не только зрительных, но и слуховых и тактильных). Старайтесь объяснять последовательности каждый раз одним и тем же способом, не меняя тактику. Хорошо для последовательности использовать конструктор Лего или любой похожий.
✅Далее идут геометрические фигуры и их положение в пространстве. Изучайте предметы «тактильно», а не в тетрадях. Имейте под рукой объемные фигуры и отправляйтесь на поиски фигур по квартире или на прогулке.
✅Часть и целое: изучайте на настоящих предметах эти понятия: отрывайте, отрезайте, рвите — определяйте равные и не равные части.
✅Ориентация во времени — одна из проблем для таких детей, которые не могут понять «вчера-сегодня-завтра, через 5 минут» и т.д.. Используйте визуальное расписание, связывайте представление о времени с событиями.
✅Вводим понятия сравнения «высокий – низкий», «узкий – широкий», «длинный – короткий» и т. д. и «больше – меньше» (не вводя соответствующих знаков действий).
✅Далее вводятся понятия «один» и «много», а затем на разном дидактическом материале — обозначение количества предмета до пяти без пересчёта.
✅Дети с аутизмом, как правило, с трудом овладевают счетом парами, тройками, пятерками и т.д.: чаще всего идет простой (иногда очень быстрый) пересчет по одному, то есть понятие четверки (предметов или абстрактных единиц, и это можно рассматривать как «математический образ») не происходит, «четыре» это не две пары (2+2) и не 3+1, четыре это 4=1+1+1+1, то есть каждый раз идет процесс счета по единице. Одно из следствий такого рода нарушений – сложности усвоения состава числа и использования состава числа при проведении счетных операций, особенно устных.
✅Также следует правильно называть арифметические действия: не «плюс» и «минус», а «прибавить» или «сложить» и «отнять» или «вычесть», тем самым подчеркивая смысл действия, его содержание, названием математического действия.
✅Дети с аутизмом легко усваивают алгоритмы вычислений, но лишь формально; применить свои способности к выполнению тех или иных действий могут, но сформулировать задачу и раскрыть смысл результата вычислений – далеко не всегда.
 
С подобными трудностями сталкиваются практически во всех случаях.
 
Причины этих сложностей различны:
— непонимание условия задачи в связи с задержкой и искажением речевого развития;
— сложности сосредоточения на содержании задачи в связи с проблемами концентрации внимания;
— трудности охвата всех условий в связи с фиксацией на каких-то деталях.
✅Приступая к решению задач, необходимо подробно объяснить ребёнку условие на наглядном материале (предметы, рисунки в тетради).  Каждое слагаемое (вычитаемое, уменьшаемое) должно быть сопоставлено с соответствующим количеством конкретных предметов или рисунков; между группами предметов (или рисунков) должны быть поставлены соответствующие знаки математических действий. При этом мы должны называть эти знаки не «плюс» и «минус», но «прибавляем», «отнимаем». Важно объяснить ребёнку, какой задан вопрос и какой ответ мы должны получить в результате решения.
Такой алгоритм решения во многих случаях приводит к быстрым хорошим результатам, но некоторым детям необходимо более длительное время для усвоения порядка решения задач.

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля