Статьи

Медлительный ребенок

Автор: Юлия Даценко04.11.2019

Давно собиралась написать на эту тему пост, и сегодня на прогулке одна мама напомнила мне об этом. В последнее время часто говорим о гиперактивности, как ее корректировать, но мало говорим о противоположном аспекте – медлительности ребенка. 
Конечно, такая «странная медлительность» проявляется больше в школьном возрасте, когда учитель обращает внимание родителей на то, что ребенок не успевает за всеми, слишком пассивен.

Особенности медлительного ребенка, или как определить, что ребенок медлителен

Учитель говорит вам: «Ваш ребёнок не справляется на контрольных работах в классе, успевает сделать только половину заданий», или: «Когда все начинают писать, ваш только берёт ручку», или: «Он самым последним сдаёт тетрадь с заданиями, а если работает устно, то не успевает следить за работой других детей, поэтому, когда его спрашиваешь, выясняется, что он не знает, где мы читаем», «Он как будто витает в облаках, думает о чём-то постороннем, поэтому не сразу слышит задания».

Определенные признаки того, что ребенок медлителен существуют и до школы, но мы часто списываем это на темперамент или настаиваем на том, что каждый развивается в своем ритме и со своей скоростью. Это действительно так, но бывает, что «такая дивная медлительность», которая даже бросается в глаза.

Я не буду в этой статье рассматривать психологические аспекты (поскольку я не психолог) и не буду описывать нейрокорректирующие упражнения. Думаю, многие мои коллеги при желании могут написать отдельный пост у себя на странице в помощь родителям по этой теме.
Я хотела бы описать эту «медлительность» и попробовать предложить методические коррекции еще в дошкольном возрасте.

Медлительные дети очень разные. А значит, и работа с ними будет не одинаковая.

На что, прежде всего, родителям следует обратить внимание?

Во-первых, присмотреться, насколько медлительность проявляется во всех делах. Каковы темповые показатели при выполнении устных и письменных заданий, а также в одном или в разных темпах выполняются работа по письму, чтению, математике, а также всевозможные задания, требующие преимущественного участия рук (аппликация, оригами, задания с кубиками или лего-конструкторами).
Возможен такой вариант. Ребёнок любое задание выполняет медленно, иногда какого-нибудь одного направления, например логические задачки, выполняет чуть-чуть быстрее всех остальных, но различия в темпе, в целом, несущественны. Он медлителен во всём. Возится, когда ест, одевается, его нужно постоянно тормошить и поторапливать. В этом случае, если речь идёт лишь о темповых особенностях ребёнка, если ему предоставить неограниченное время, он может со всеми делами справиться успешно.

Другой вариант. После наблюдения за ребенком выясняется, что торможение наблюдается преимущественно в делах, требующих участия рук. Это дети неловкие. Они, например, по много раз пытаются вырезать что-то ножницами, отрезают не тот кусочек бумаги или не в том месте, им нужно всё переделывать заново. Как только ребёнок берёт ножницы в руки, сразу становится ясно, что это небезопасно для него. Ножницы проделывают немыслимые виражи в воздухе, грозя попасть ему в лицо. Интересно, что у этих детей (моторно-неловких) бывает выраженная специализация рук. Например, мальчик-левша очень ловко помогает отцу в работе, связанной с каким-то мелким ремонтом или по дому. В 5 лет легко отвинчивает гайки, работает отвёрткой. Однако ножницы в руках держит плохо. Пишет в 7 лет с большими проблемами, не успевает за работой класса, рука крайне напряжённая, как бы не слушается, с проявлениями тремора. А вот задания, не связанные с записью в тетради, выполняет успешно.

Третий вариант. Медлительность носит выражено предметный характер. Например, замечаем, что ребенок не справляется со всем объёмом заданий по письму. Данный вариант медлительности связан с так называемой гетерохронией развития ребёнка, при которой не все психические функции созревают одновременно. Но у каких-то детей они носят более отчётливый характер.
Понаблюдайте, насколько медлительность проявляется одинаковым образом в разных условиях. То есть постарайтесь установить, является ли медлительность особенностью, характеризующей всю жизнедеятельность ребёнка. Оказывается, не все дети медлительны в домашних условиях.

«Моя дочка совершенно другая дома, она носится по квартире, самостоятельно выполняет домашние задания. Все эти примеры, о которых говорила педагог, легко делает дома, а на занятиях её как будто подменили».

Такие дети, как правило, медлительны при ответах у доски или с места, преимущественно тогда, когда требуется дать устный ответ. Часто их называют стеснительными (такой вариант также может иметь место), хотя не всегда данная особенность является следствием именно стеснительности, то есть проявлением особенностей общения.
В некоторых случаях у ребёнка может обнаруживаться затруднённость включения в речь – в истории развития этих детей родители иногда отмечали, что их дети несколько позднее по сравнению со сверстниками начинали говорить. Или у них наблюдается замедленность речи при назывании предметов, то есть собственно речевая функция имеет ряд особенностей, не связанных только с темповыми характеристиками (об этом, кстати я рассказываю на тренинге ).

Поскольку дома вся ситуация более непосредственна, то и медлительность в речи не проявляет себя заметным образом. На занятиях эта особенность обостряется, поскольку вся ситуация ответа требует произвольной организации речевого высказывания.

❗️Что делать?

Если в основе медлительности ребёнка лежит темперамент, то наверняка в семье есть родственники, которых можно назвать медлительными, неспешными, то есть в этом случае медлительность обусловлена генетически. Попробуйте задать себе такой вопрос: «Помешала ли этому родственнику медлительность стать счастливым, или он вовсе не был так несчастлив, как может показаться мне сейчас применительно к моему ребёнку? Может быть, для этих детей лучше всего подходит поговорка: «Тише едешь – дальше будешь»? Но, тем не менее, жизнь с её быстрым темпом таких детей может отбросить, помешать им реализовать себя. 

Так как помочь своему медлительному ребёнку?

1. Поощрять регулярные занятия спортом, лучше не командными видами, а индивидуальными, потому что в команде медлительные дети мешают общему игровому процессу, и в этом случае спорт становится фактором, невротизирующим ребёнка. В то же время спорт способствует формированию волевых качеств, умению сосредотачиваться на конкретном деле.

2. Таких детей с самого детства надо приучать планировать рабочую неделю. Например, начинать выполнение домашних заданий заранее, особенно по тем предметам, которые бывают 1–2 раза в неделю. 

3. Принцип «капля камень точит» подходит к стилю жизни медлительного ребёнка: «Пусть я отвечаю медленно, работаю медленно, но я знаю больше, чем некоторые «шустрики». Профессионализм, углублённые знания помогут такому ребёнку восполнить недостаток темпа.

Как быть с теми детьми, чья медлительность носит
избирательный характер и связана с проблемами общения?

Это дети подчас стеснительные или те, кто более успешно справляется с письменными заданиями по сравнению с устными. Здесь прежде всего нужно развивать коммуникативные навыки. Если эти дети успешно проходят период адаптации к школе, находят себе друзей по душе, то на общем положительном фоне взаимоотношений с педагогом у них наблюдается улучшение в работе по темповым показателям в классе. Они начинают охотно отвечать, в этом случае требуется большой профессионализм от специалиста, например, умение включать таких учеников в разговорный процесс. В одних случаях можно попросить повторить задание, которое было дано устно и затем перейти к самостоятельному ответу ребёнка. Начинать с изложения задания проще, чем сразу приступать к ответу на поставленный вопрос – то есть педагогу следует учитывать роль фактора произвольности у таких детей. Чем более произвольной является область деятельности, тем легче может возникнуть заторможенность, особенно в речи.
Вариант медлительности, связанный с трудностями освоения какого-либо предмета, предполагает, прежде всего, необходимость выяснения причины затруднений и в консультации специалиста (нейропсихолога, психолога). Медлительность может быть проявлением несформированности каких-либо высших психических функций (например, вследствие неблагополучного внутриутробного развития).

Медлительность – сигнал нам, взрослым, чтобы мы могли мобилизовать наше внимание и помочь ребёнку в решении его проблем.

❗️И ещё. При любом варианте медлительности научите ребёнка работать по принципу «я думаю о том, что делаю», это означает сосредоточенность на задании; эта установка, которую может задавать родитель, когда отводит ребёнка на занятия, улучшает темповые параметры работоспособности.

❤️Все дети разные и все имеют свои темповые ритмы, но иногда нам, взрослым, необходимо немного помочь им справиться с их «особенностью».

(Статья написана с использованием материала психолога Е. Каримулиной)

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля