Статьи

Переполненная лавка, или современное обучение

Автор: Юлия Даценко12.21.2018

Позволю себе перефразировать Плутарха, который писал, что образование – это не наполнение ведра, а зажжение огня.

Так вот для меня очень часто современное образование похоже на переполненную лавку всего чего только можно представить с продавцом, который не знает ни одного языка (жестов в том числе). А хозяин все продолжает и продолжает ее наполнять, все возит и возит в нее товары. Понимаете, о чем это я?

Из лавки уже вываливается все, причем однотипные предметы, а продавец принимает, расставляет, путается в этих товарах и молчит…

Мы можем учить его считать, умножать, читать названия предметов, даже писать, но это все будет бесполезно, если он не умеет понимать, а в целом, коммуницировать с людьми.

Посмотрите на свои занятия со стороны: какая часть из них построена на диалоге и общении детей?

В большинстве случаев дети мало получают опыта в области коммуникативных навыков.

Как создать среду, способствующую общению?

Для этого необходимо создавать контексты и условия, где возможности для общения либо пересекаются, либо открываются.

На умении общаться базируются как твердые (hard skills), так и мягкие навыки (soft skills).

Если мы создадим среду, в которой поддерживается желание выражать разные взгляды, вступать в споры и дискуссии, научим их «не соглашаться и кивать», а будем стимулировать исследовать и доказывать свое мнение с помощью слов – кирпичиков, из которых строится общение, мы будем уходить от той тенденции, когда группы детских садов превращаются плавно в первый класс, где «дети сидят за столом и просто списывают буквы, не осознавая, что они делают, - это все демонстрирует глубокое непонимание того, как учатся дети», - Нэнси Карлсссон-Пейдж, почетный профессор и преподаватель педагогики в Университете Лесли (Кембридж).

//dgroup.com.ua/wp-content/uploads/2018/12/o6vorn0-min.jpg

Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий каждому из нас:

  • устанавливать контакты;
  • заинтересовывать собеседника;
  • поддерживать общение;
  • сохранять отношения;
  • аргументировать свои мысли;
  • отстаивать свои интересы;
  • разрешать конфликты;
  • пользоваться невербальными средствами общения;
  • защищаться от манипуляций;
  • понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.

Как много взрослых не владеют этими навыками, правда?
А ведь учить детей выражать свои мысли и регулировать свое поведение намного важнее, чем читать и писать.

10 методических упражнений, которые можно выполнять с детьми с 5 лет

1. Упражнение «Я рад тебя видеть»
Предложите детям поздороваться друг с другом по очереди, при этом используя разные формы (привет, добрый день, здравствуйте, чао и т.д), обратиться по имени и сказать, что рад (счастлив, на седьмом небе от счастья, безумно удивлен и т.д.) встрече. Какие еще фразы вы придумаете?

2. Упражнение «Встреча с другом»
Педагог рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!»

По желанию дети разыгрывают сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

 

3. Упражнение «Мой лучший друг»
Дети встают полукругом напротив педагога. Он предлагает закрыть детям глаза и вспомнить всех своих друзей. Тот, кто получит мячик, говорит, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем рассказывает

//dgroup.com.ua/wp-content/uploads/2018/12/345863-paiuff-898-min.jpg

4. Упражнение "Проигрывание ситуаций"
Педагог предлагает детям разыграть разные ситуации:
- два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;
- два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;
- ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет.

5. Упражнение "Тропинка"
Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде педагога они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идем!.. Ух! Наконец-то перешли... Идем спокойно!.. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли... А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево... Вот и пришли! Молодцы!» (Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями).

6. Упражнение «Противоречия»
Дети встают полукругом напротив педагога.
Педагог поочередно бросая мяч детям, спрашивает, что они любят и почему? После этого он таким же образом выясняет, что не любят дети и почему? Затем педагог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления.

Например:
-Плохо, когда идет дождь.
-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
- Плохо, когда нет света.
- Зато можно поиграть в театр теней с помощью фонарика или свечи.

7. Упражнение «Подарок другу»
Педагог спрашивает детей, любят ли они получать подарки? А дарить подарки любите? Предлагает превратиться в волшебников и подарить подарок другу. Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые хотят подарить, начиная со слов: «Я дарю тебе…»

Педагог первым начинает упражнение. По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше – дарить подарки или получать.

8. Упражнение "Король и королева»
Дети выходят в центр группы.
Педагог говорит:
- Вы знаете сказки про королей и королев. А что обычно делают короли?.. Правильно они отдают распоряжения. Сейчас мы с вами поиграем в королей. Вот этот стул будет троном. А вот и корона. Кто из вас будет королем? Значит, остальные дети будут слугами, выполняющие все распоряжения короля.
Педагог одевает на голову «короля» корону и сажает его на «трон».
По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д. Педагог дает возможность высказаться каждому ребенку.

В роли (короля, королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

9. Упражнение «Пожелания»
Дети садятся в круг и передавая мяч (волшебную палочку) высказывают друг другу пожелания, например:
- Желаю тебе хорошего настроения.
- Всегда будь таким же добрым, красивым, смелым… как сейчас и т.д.

10. Упражнение «Мы команда!»
Дети формируют две команды. Педагог предлагает каждой команде доказать какое-то утверждение и перечислить все плюсы или минусы. Например, одной команде предлагается доказать, что зима – веселая пора года, другой, наоборот, что зима – унылая пора.

Надеюсь, мы перестанем заполнять лавку ненужными вещами, а будем учить продавца общаться. Надеюсь, мы перестанем наполнять головы детей тоннами бессмысленной информацией, а будем поощрять диалог и развивать качественную речь!

Юлия Даценко

 

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля