
Развивающие игры для детей 1-2 лет
Давно собиралась написать серию таких шпаргалочек для родителей, поскольку это один из часто задаваемых вопросов: во что поиграть с ребенком?
Я составила примерный список активностей. Все индивидуально и это лишь наброски, т.к. расписывать можно еще на 100 страниц 🙂.
📌Развитие мелкой моторики и сенсорики
Матрешки.
Пирамидки — надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, самое маленькое.
Шнуровки (снимаем, пытаемся надеть).
Сортеры (вынимаем и ставим обратно).
Мозайка крупная.
Кубики — стучим кубиками, ставим их друг на друга.
Вкладыши — ищем домики для вкладышей.
Игры с прищепками.
Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям).
Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями.
Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда).
Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи).
Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки — очень хорошо для этого иметь развивающий коврик или доску-бизиборд
Рвём бумагу, бумажные полотенца, салфетки.
Сжимаем фольгу и делаем из нее мячики, шарики, колобки.
Пальчиковые игры, учим показывать пальчиком.
Кормим голубей — отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки.
Развертываем «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Учимся собирать губкой воду со стола и выжимать губку.
Игры с конструктором типа «Лего» (соединение и разъединение деталей).
Переливаем воду (стаканчиками, из детского чайника в чашку).
Вылавливаем шарики в воде маленьким ситечком.
Клеим наклейки.
Учимся открывать и закрывать коробочки, баночки с крышечками, мешочки.
📌Развитие крупной моторики и координации
Массаж, гимнастика, плавание, бег, игры с мячом, на фитболе, ходьба с каталками, детскими тележками, колясками, прятки, догонялки, горки, ступеньки.
📌Развитие речи и артикуляции
Взрослый читает книги, пальчиковые игры, куклы-перчатки,
Первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки).
Продолжаем учиться звукоподражанию, слушаем природные и простые бытовые звуки и шумы.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.).
Побуждаем ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!»; скажи, что это; скажи, как мяукает кошечка, и т.п.).
Обыгрываем различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (давай покачаем куклу, спой ей «а-а-а», побибикай машинкой – «би-би», попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
📌Музыкальное развитие (слух, чувство ритма)
Слушаем классику, детские песни, аудиосказки.
Играем на инструментах (погремушки, маракасы, барабаны и т.д.).
Музыкальные игры, танцы.
Логоритмика.
Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
📌Творчество
Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами.
Лепим из теста, пластилина, глины.
Рисуем на песке, манке.
Отщипываем кусочки от теста, пластилина.
Делаем аппликации.
📌Развитие памяти и внимания
Игра «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате медвежонок, машинка и т.п.).
«Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
Фотомемори
Сетка памяти
«Кто пропал» — показываем 3-4 игрушки, после этого мама незаметно убирает одну. Ребенок показывает, кто исчез.
📌Ролевые игры
Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
Покорми, умой куклу.
Водитель — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Играем в повара (ближе к двум годам – игра с детской посудой, небьющимися кухонными предметами).
Стираем и развешиваем белье.
Изображаем животных (ходим как мишка, прыгаем как лягушка и т.п.)
📌Развивающие упражнения в быту
Учимся есть ложкой.
Пьем из трубочки, из чашки.
Учимся соблюдать чистоту во время еды.
Учимся собирать губкой воду и отжимать губку.
Переносим легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
Поливаем цветы (лучше всего из леечки).
Помогаем маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
Помогаем маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
Снимаем шапку, варежки и т.д.
Помогаем маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Отзывы