Статьи

Топ-7 словесных игр

Автор: Юлия Даценко02.12.2020

Поговорим сегодня о лингвистических играх, которые способствуют развитию речи. 

1. Подбери максимальное количество слов к действию:
Краснеет (кто, что?) —помидор, яблоко, клубника, лист, человек, небо.
Растет (кто, что?) —растение, человек, животное, чувство.
Висит (кто, что?) —плод, спортсмен, обезьяна, флаг, новогодний шар.
Шелестит (кто, что?) —ветка, трава, лист, человек, бумага, ткань.
Дергают (что?) —морковь, редис, свеклу, репу.
Срезают (что?) —огурцы, грибы, виноград.
Срывают (что?) —помидоры, укроп, клубнику, малину, смородину, яблоки, сливы.
Выкапывают (что?) —картофель.
Варят (что?) —картофель, кабачки, морковь, яблоки, абрикосы, клубнику.
Жарят (что?) —картофель, морковь, кабачки, перец, лук, свеклу.
Солят (что?) —огурцы, помидоры, кабачки, грибы, арбузы, перец.Краснеет (как?) —густо, ярко. 
Растет (как?) —быстро, скоро, медленно, давно, долго. Висит (как?) —низко, высоко, долго, красиво, криво. Пахнет (как?) —ароматно, вкусно, сладко, остро, нежно.

2. Дополни ряд предметов:
Взрослый предлагает детям дополнить ряд предметов (их изображений): «Какой посуды не хватает на столе (на картинке)?» Дети называют существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, вилки, ложки и тд».

3. Превращения предметов:
Взрослый дает задание назвать, во что превратится кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), бутылка без горлышка (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (в стул). Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определенных деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаем этот предмет и называем его тем или словом.

4. Пара к паре:
Взрослый произносит словосочетание из двух слов (к примеру, «слабый мороз»). Необходимо предложить другую пару слов противоположного значения (сильная жара). Оба слова первой пары слов составляют антонимическую пару с обоими словами второй пары.
Речевой материал:
•слабый мороз —сильная жара;
•теплая зима —холодное лето;
•тихий плач —громкий смех;
•поздний вечер —раннее утро;
•светлые дни —темные ночи;
•добрый друг —злой враг;
•легкий взлет —трудная посадка
•долгий подъем —короткий спуск;
•медленно одеваться —быстро раздеваться;
•ушли рано —вернулись поздно.

5. Если бы…
Взрослый предлагает детям закончить предложения:
-«Если бы я был волшебником, то …»
-«Если бы я стал невидимым…»
-«Если весна не наступит никогда…»

6. Трехлитровая банка
Взрослый ставит на стол трехлитровую банку и предлагает детям называть предметы, животных, птиц, растений и прочее, которые смогут в нее поместиться, протиснувшись через ее горлышко. Все достаточно просто, но!
Повторяться нельзя. Каждый следующий объект должен начинаться на последнюю букву предыдущего. Например на букву «А» в банку можно положить такие слова-объекты, как: алыча, аспирин, амеба, астра,…, но! в банку не влезут: арка, антилопа, автомобиль,… Если у участника нет вариантов, то он выбывает. Побеждает последний оставшийся в игре.

7. Вы поедете на бал?
Взрослый оглашает правила:
«Да и Нет не говорить, черный с белым не носить!»
Дальше взрослый задает каждому ребенку вопрос: вы поедете на бал? Ребенок должен ответить, учитывая правила. 
Для усложнения игры возможны варианты:
— К запретным словам добавляем любые цифры.
— Запрещаются называться слова на определенную букву или буквы.
— Запрещаются выговаривать какую-либо букву, например Р (привет логопедам)))

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля