Статьи

Занятия мелкой моторикой и «развитие» речи

Автор: Юлия Даценко01.25.2019

Очень часто слышу о необходимости занятия мелкой моторикой с целью «развития речи». Для меня это не только не логично, но и говорит о том, что мы не до конца понимаем, что значит «речь».
Итак, по порядку.

Речь - форма общения людей посредством языковых конструкций, которые создаются на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Как мы знаем, ученые уже давно доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речевых отделов очень тесно связаны. А объясняется это так: в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает АКТИВИЗИРОВАТЬСЯ, СТИМУЛИРОВАТЬСЯ. Чем больше и лучшее развивается моторная функция пальчиков, тем быстрее мы выходим на звукоподражание и звуковоспроизведение.

Но мы не можем утверждать, что занимаясь мелкой моторикой, ребенок «развивает речь», поскольку речь – психолингвистический процесс, в котором очень много «участников» - функций и навыков, с которыми предстоит еще познакомиться ребенку. Развитие мелкой моторики способствует СТАНОВЛЕНИЮ речевой деятельности, а не РАЗВИВАЕТ речь в том контексте, в котором я привела ее определение. Невозможно оперировать языковыми конструкциями, играя шишками и желудями.

Поэтому, предлагаю не путать понятия, и все-таки, когда мы говорим о связи мелкой моторике и речи, мы имеем в виду то, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на СТАНОВЛЕНИИ детской речи, а не развивает ее.
Если бы занятия с песком, перебирание круп и рисование на манке могли бы РАЗВИВАТЬ речь, то при изучении иностранного языка, к примеру, мы только этим бы и занимались.

И, потом, не у всех детей, у кого хорошо развита мелкая моторика, так же КАЧЕСТВЕННО и КОЛИЧЕСТВЕННО развита речь.

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля