Статьи

Зрительно – моторная координация

Автор: Юлия Даценко10.20.2019

🤓Предлагаю сегодня поговорить о зрительно – моторной координации.
Не забудьте сделать репост у себя на страничке, чтобы сохранить информацию. Комментарии всегда приветствуются и вдохновляют меня, вы же помните?  ❤️

☝️ Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.

На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, которые являются составляющей функции письма.

😕Со мной согласятся педагоги и психологи, что у большинства детей, поступивших в 1 класс, наблюдается недостаточность развития мелких мышц рук и умения пользоваться ручкой и карандашом. Как результат это приводит к эмоциональным перегрузкам, истощению с тяжелыми последствиями для здоровья ребенка. Поэтому развитию мелкой моторики, а также согласованных движений глаз и рук нужно уделять внимание на протяжении всего дошкольного возраста. 

Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка, соответственно, будет недостаточно развита и зрительно – моторная координация. О том, как развивать зрительное восприятие, написала уже не одну статью и рассказываю на тренингах 

Проверить уровень развития ручной моторики можно с помощью известного упражнения — «Пальчики здороваются». Необходимо попросить ребёнка попеременно касаться четырьмя пальцами правой руки большого пальца этой же руки, затем это упражнение выполняется левой рукой, далее обеими руками. Ребёнок уже в возрасте 4 лет должен справляться с данным упражнением.

Зрительное восприятие можно оценить по тому, как ребенок складывает картинку, разрезанную на несколько частей (количество частей и характер разрезов зависит от возраста ребенка), выполняет постройку из кубиков или палочек. Если ребенок не может самостоятельно сложить картинку или выполнить постройку по образцу, можно говорить о недоразвитии зрительного восприятия. Когда ребенок выполняет постройку как бы в зеркальном отражении – налицо нарушение зрительной оптико-пространственной ориентировки. Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр, а также на конструирование по заданному образцу очень помогают детям в развитии необходимых навыков. 

☝️Кроме этого, не забываем о таких видах заданий:
— распознавание предметов в разных ракурсах;
— распознавание предметов в одной цветовой гамме;
— распознавание предметов по схожим характеристикам (обобщение);
— распознавание предметов по тени, контуру, размытые изображения (арт-лото);
— выделение предметов из общего фона (запутанные изображения). 

🧒👩 В подготовительной группе детского сада у детей все чаще выявляют уровень сформированности зрительно – моторной координации с помощью теста на срисовывание (копирование) фигур. 

😲 ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! Неплохо рисующие дети могут иметь проблемы со зрительно-моторной координацией, так как рисовать по памяти или замыслу легче, чем срисовывать, сличая свое изображение с заданным.(!)

Скоординированность работы пары «глаз-рука» самостоятельно не развивается, необходима работа в данном направлении. Первые координации, которые возникают между глазом и рукой, появляются, когда у младенца соединяются поле зрения и поле действия, взгляд ребенка следует за рукой, а затем направляет ее. 

К 9 месяцам в норме ребенок начинает исследовать предметы путем повторяемых проб (сыпет, передвигает, катит и т.д.). Он направляет свой взор и руку к цели. Задача взрослого – правильно организовать предметную среду, а если наблюдается отставание – стимулировать действия ребенка. 

☝️ Специальная работа по формированию зрительно-моторной координации у детей с 3 лет начинается с тренировки движений глаз (прослеживание взором различных линий), с рукой и без ее сопровождения. 

Затем следует обведение пальцем контуров предметов, и только потом включается рисование по контуру, пунктиру, точкам. Чтобы выработать навык плавного движения ручкой начинаем с обведения слабо прорисованных контуров. Имеющим отставание в развитии мелкой моторики детям предлагаем только карандаш: ручка скользит, и ощущения руки от движения ручки слабее, чем при рисовании карандашом.

❤️В наших материалах мы всегда готовим задания на развитие зрительно-моторных навыков. Кроме этого, наши деревянные пособия и игрушки в основном все нацелены на развитие зрительно-моторной координации.

😀Надеюсь, вам была интересна моя статья? 

 

Оставить отзыв

Вход на сайт

Регистрация

Восстановление пароля