
Зрительное восприятие: почему это важно?
Когда речь заходит о сенсорике, большинство ассоциируют ее с тактильным восприятием. Хотя, мы и помним, что сенсорика – восприятие информации 5 рецепторами.
Сегодня предлагаю вкратце рассмотреть Зрительную сенсорику или зрительное восприятие. Здесь важно подчеркнуть, что зрительное восприятие не отождествляется и не приравнивается к развитию зрительной памяти. Это разные техники и приемы.
Что входит в комплекс зрительной сенсорики?
- Распознавание реалистичных изображений в различных ракурсах. Речь идет о визуально-пространственных отношениях (ВПО) — способность определять, что одна форма или часть формы обращена в другом направлении, чем другие.
Недостаточное развитие ВПО провоцирует:
— трудности планировать действия по отношению к окружающим предметам;
— трудности с пространственными понятиями, такими как «внутри, снаружи», «внизу», «рядом», «вверх», «вниз »;
— трудности дифференциации парных согласных звонких и глухих «б /п, з /с, г/к и т.д.»;
— приводит к непониманию символов и интерпретации букв и цифр;
— приводит к дезориентации на странице при чтении;
— трудности в поиске того, что ищут;
— дезориентация в решении задач;
— дезориентация «левый / правый»;
— трудности к запоминанию более 1 цифры, начала чтения и т.д.
Какие могут быть задания:
- найти среди множества одинаковых предметов один, который отличается (например, среди яблок один помидор);
- найти среди всех предметов одинакового цвета только определенные предметы (например, среди зеленых мячиков одно зеленое яблоко);
- найти все предметы, которые повернуты вправо/влево/вверх/вниз;
- найти среди всех предметов, которые повернуты вправо, только один, который повернут влево и т.д.
- найти среди всех цифр на странице только единицы;
- найти среди всех букв только букву «Б»;
- найти те, буквы/цифры, которые написаны неверно;
- найти те, буквы/цифры, которые написаны верно;
- сложить кубики/лего/пирамидку по образцу;
- найти между двумя сложенными фигурами различия;
- найти предмет и его искусственный аналог (например, мухомор и настольная лампа в виде мухомора, ботинок и цветочный горшок в виде ботинка и т.д).
- Узнавание предмета или изображения по цвету.
Какие могут быть задания:
- найти одинаковые по цвету предметы;
- найти разные по цвету предметы;
- найти среди всех предметов одного цвета, один предмет другого цвета;
- игра «Цветовое лото»
- игра «Цвета и оттенки»;
- игра «Цветная сенсорная коробка»;
- игра «Цветовые палитры».
- Узнавание предмета по схожим характеристикам.
Какие могут быть задания:
— найти среди всех предметов те, которые имеют одни характеристики (например, найти всех медведей – это могут быть разные фотографии, разные фигурки медведей, сумка с рисунком медведя, тарелка с медведем, кофта с медведем и т.д.).
- Узнавание предмета по контуру.
Какие могут быть задания:
- найти среди запутанных изображений определенный предмет;
- назвать все предметы, которые запутаны между собой либо их изображения видоизменены (эффект кривого зеркала и т.д.);
- игра «Теневое лото»;
- игра «Контурное лото»;
- игра «Арт-лото»;
- пиктограммы;
- изображения макросъемки;
- игра «Часть и целое».
Игнорирование заданий по зрительной сенсорике ведет к замедлению остальных когнитивных процессов. Поэтому прежде чем утверждать, что у ребенка не развита память или внимание, я всегда советую проверять зрительное восприятие.
В статье перечислены только несколько техник для занятий, но, думаю, я очертила направление, в котором каждый специалист сможет подобрать соответствующие упражнения.
В своих материалах (тематических комплектах, занятиях под ключ) мы всегда уделяем достаточно внимания этому виду деятельности.
Отзывы